Московской уличной торговли скоро не будет!

Итак, уважаемые, в ближайшее время нас ожидает новый жизненный тренд – запасаться всем заранее. Держите дома несколько блоков, не забывайте взять из дома резервную пачку! Покупайте больше воды, желательно в мелкой таре – чтобы было удобно носить. По возможности накупите побольше книг. А самое главное – выберите в магазине сумку повместительнее, чтобы было удобно все это носить. Это не шутка – скоро купить на улицах практически ничего не будет возможно. Уничтожение московской уличной розницы продолжается…



Иногда происходят события, на первый взгляд малозначимые, но с далеко идущими последствиями. Ряд таких событий произошел в прошлом месяце, когда в Москве начались аукционы по продаже прав на размещение объектов мелкорозничной торговли. Вроде бы ничего серьезного, обычная конкурсная процедура, но на самом деле, последствия этих аукционов скажутся практически на всех жителях Москвы.



Но для того чтобы лучше понять проблему, обратимся к истории.



Как это было.



В один из своих первых объездов Москвы новый мэр Сергей Собянин попал на площадь возле метро «Улица 1905 года». Мэр был крайне возмущен тем, что увидел там. А увидел он там «в полный рост» малопривлекательный облик уличной розничной торговли.



Меры последовали незамедлительно. Были уволены главы двух московских управ, а перепуганные чиновники кинулись ликвидировать палатки по всей Москве.



Все вроде бы просто – нерадивые чиновники пустили ситуацию на самотек, по халатности или умыслу довели ситуацию до предела. Кажется чего проще - накажи виновных, проведи проверки, ужесточи контроль и все встанет на свои места. Но мы не ищем легких путей – и было найдено поистине уникальное решение – бороться с проблемой путем устранения ее основы, а именно самой уличной розничной торговли.



Начались народные возмущения, были поданы судебные иски. Власть пошла «в откат» - сносы были признаны противозаконными, во всем обвинили «инициативу на местах», власть обещала «не губить», а придать торговле цивилизованный облик.



Многие вздохнули с облегчением: «пронесло!». Не тут-то было, не пронесло… Московские власти начали системное «упорядочивание» всей уличной торговли …



Все началось с выпуска Постановления Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности».



В первую очередь постановление определило новый порядок предоставления земельных участков для размещения объектов мелкорозничной торговли. Ранее участки под размещения палаток распределялись на конкурсах, на которых комиссия Префектуры, собрав заявки и рассмотрев их на основе только им понятных резонов, принимала решение кому отдать тот или иной участок. Нареканий на конкурсы было много – ни для кого особым секретом не являлось то, что работали они по «откатной» технологии.



В новом Постановлении предусматривалась весьма прогрессивная мера – проведение вместо закрытых конкурсов открытых аукционов, на которых победителем должен был быть признан тот, кто заплатит за право размещения объекта наибольшую цену. Для участия в аукционе заявитель должен был подать заявку и весьма простой комплект документов, а также внести небольшой задаток (1-3 тыс. рублей).



При этом предполагалось, что право на размещение объекта будет предоставляться не на один год, как ранее, а на три года.



Безусловно, такое решение было воспринято весьма позитивно, поскольку позволяло легализовать имущественные отношения коммерсантов с городом, сделать их более «прозрачными».



Помимо этого Правительство Москвы брало на себя обязательство разработать новые стилистические решения для палаток и обязывало всех привести свои объекты в соответствие с ними.



И все с нетерпением стали ждать аукционов. Ждали долго и наконец, в конце мая появились первые сообщения об их проведении.



Что получилось.



Результаты первых аукционов повергли всех в шок. В прессе пишут о наиболее курьезном происшествии – когда на аукционе в ЦАО за цветочную палатку полезной площадью 9 кв.м. предложили 40 млн. рублей. Причем предложили не те, кто представлял реальный бизнес – такие коммерсанты отказались от торгов на сумме 3 млн. рублей. Дальше торг продолжался между некими темными личностями, которые и догнали сумму до такого предела.



Однако не менее интересны и другие результаты, например: право на размещение цветочной палатки площадью 6 кв.м. у метро «ВДНХ» была выиграно за 18,7 млн. рублей, кафе площадью 9 кв.м. на проспекте Мира за 23,6 млн. рублей, палатка мороженного 6 кв.м. в том же месте за 7,1 млн. рублей. И это только самые шокирующие цифры…



Таким образом, основными победителями на аукционах оказались не реально работающие предприниматели, а некие посредники, которые объявляли за объекты несуразные деньги и забирали их.



Закономерен вопрос – почему так получилось? По общей логике вещей, наибольшую цену за размещение может предложить именно реально работающий бизнесмен, посредник же может заплатить меньше, поскольку ему необходимо право на объект перепродать и очень важно, чтобы конечная стоимость объекта не превышала рыночной цены, иначе он просто не будет никому интересен.



Однако спекулянты предлагали цены существенно выше, чем могли предложить реальные торговцы. Значит, есть какие-то обстоятельства, о которых мы не знаем. Вполне возможно, что существуют их определенные договоренности с чиновниками и есть определенный механизм, который позволит в будущем эту цену понизить. Может быть, это определенная комплексная игра, чтобы поднять общие ставки аренды палаток в Москве на перспективу.



В целом же можно сказать, что те суммы, которые придется платить реально работающим предпринимателям за места размещения окажутся выше, чем были до аукционов. Нет сомнений, что они заложат свои потери в конечную стоимость товара.



Многие спекулянты и не думают скрывать своих истинных планов – они ходят и реально предлагают некоторым предпринимателям в обмен за определенную сумму денег «отступиться» от того или иного лота, не препятствовать коммерсанту получить его за нормальные деньги. Кто-то на это идет…



Другие же уже вечером этого дня садятся на телефон и начинают обзванивать тех, кто не принимал участие в аукционах и предлагать полученные ими объект в субаренду.



Не смотря на все громкие заявления о поддержке малого бизнеса и о развитии частного предпринимательства от меняющихся условий по настоящему страдают те, кто реально что делает, выживают и наживаются спекулянты. Видели бы вы лица тех, кто на работал на своем месте долгие годы, а тут пришел некий паренек с мотоциклетным шлемом и просто «убил» его ценой! Человек потерял средства к существованию! А почему? А потому что кто-то не любит московскую уличную розницу!



Реально работающему коммерсанту выиграть аукцион практически невозможно. Или он вообще ему не достанется или достанется за такую ставку, которая его в конечном счете разорит…



Но это еще полбеды. Может показаться, что выиграв аукцион коммерсант просто подписывает с Префектурой договор и начинает работать… Как бы не так…



Во-первых, победителю аукциона необходимо заплатить по договору. В части оплаты каждая Префектура использует свои новации – кто-то требует заплатить сразу за год вперед, кто-то согласен на поквартальную оплату. Т.е. ты еще не начал работать, а денежки заплати…



Когда предприниматель сможет начать работать – большой и непонятный вопрос. Дело в том, что разработанные Москомархитектурой эскизы именно таковыми и являются. Конструкторской документации, которую можно было бы передать производителю пока еще нет. Ряд производителей обещает начать производство новых палаток достаточно быстро, но когда, сказать затрудняются. По решению московских властей абсолютно все существующие палатки подлежат замене на новые – можно только представить себе какой длинны будет очередь. Вопрос явно не на один месяц. А счетчик тикает и городу надо платить….



При этом следует понимать, что стоимость новой палатки составит примерно 350 – 400 тыс. рублей.



В сухом остатке – если даже владельцу палатки удастся заполучить объект, то платить он будет существенно больше – про ранее существовавшие ставки аренды следует забыть. Причем не надо думать, что отомрут все те денежные поборы и натуральные «оброки», которые коммерсанты платили чиновникам. А вместе с тем придется выложить еще деньги за новые палатки…



Ко всему прочему следует добавить еще то, что скоро в палатках будет запрещено продавать какие-либо алкогольные напитки и сигареты. Не секрет, что многие виды розничной торговли низкорентабельны – например, торговля гастрономией, молоком, прессой и т.п. За счет чего существовали торговцы – они существовали за счет продажи побочной продукции – пива и сигарет. Теперь это у них отнимают. Смогут ли они существовать? Навряд ли.



Чем все кончиться…



Послание властей понятно – московскую мелкую розницу приказано «мочить». Не смотря на все громкие заявления о поддержке малого и среднего бизнеса идет совершенное конкретное уничтожение класса реально работающих торговцев.



А теперь вернемся к самому началу статьи. Как я сказал в самом начале статьи – все что происходит затронет абсолютно всех. Лично я редко пользуюсь услугами уличной розницы, но такое бывает – надо срочно купить сигарет, воды в дорогу, хлеба домой… Но всего этого скоро не будет – заниматься мелкой розничной торговлей станет просто не выгодно, она отомрет… Хочешь чего-то купить – езжай в крупные торговые центры.



Мы быстро привыкаем к хорошему. Нам удобно, что, серьезно не меняя своего маршрута, мы можем оперативно купить какую-то мелочевку. А теперь представьте себе – всего этого не стало. Представьте! Понравилось? Мне лично нет.



Московская мелкая розница покоя нашим чиновникам не дает, странно, почему же они не захаживают в наши крупные сети. Например, в тот же Ашан, который не пройдет ни одной серьезной проверки Департамента потребительского рынка, пожарников и СЭС. Некачественные товары, захламленные проходы, в которых двоим покупателям просто не разойтись и т.п. И ничего. Претензий к ним нет…



Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, в чьих интересах все это делается – крупному бизнесу не нужно много мелких конкурентов. Их гораздо проще истребить, уничтожить как класс. Чтобы повысить и без того свои высокие доходы…



Вопросы, требующие ответа.



Результаты аукционов вызвали весьма неоднозначную реакцию среди коммерсантов – кто-то махнул на все рукой, будучи твердо уверенным в том, что ничего изменить не удастся и ищет новые сферы для применения своих сил и возможностей, кто-то спешно подает заявки на все аукционы чтобы хоть что-то получить, чтобы не оказаться завтра без средств существования.



На самом деле, на мой взгляд, следует идти другим путем. Прежде всего я хотел бы сформулировать перечень основных предложений к Правительству Москвы.



Практику проведения аукционов следует сохранить, но ввести в нее механизмы защиты реально хозяйствующих субъектов.



Очевидно, что распределение чего-либо на открытых конкурсных процедурах более правильно, чем на закрытых. С этим никто не спорит. Однако способ проведения аукционов должен защищать реального приобретателя от спекулянта, от нечестной игры.



Поэтому временно следует проведение аукционов приостановить, до выработки механизмом защиты реально работающих предпринимателей.



При этом не следует думать, что введение большой суммы задатка позволит отсечь спекулянтов – вот у них-то денег побольше, чем у нас с вами.



Результаты ряда аукционов следует пересмотреть и отменить.



Все прошедшие аукционы можно разделить на три условные группы. Первая группа аукционов это та, на которой победили спекулянты, которые «задрав» цены получили объекты втридорога. Ко второй группе аукционов следует отнести аукционы, на которых спекулянты заставили реальных коммерсантов согласиться на получение объекта за цену во много раз превышающую их реальные возможности. И наконец, к третьей группе аукционов относятся те, которые не интересовали спекулянтов, и которые прошли на нормальных конкурентных условиях. Очевидно, что к каждой из этих групп требуется индивидуальный подход.



В моем понимании, результаты аукционов по первой и второй группе требуют пересмотра. Следует опросить участников аукционов и при наличии их несогласия с результатами, их следует отменить и провести новые аукционы, но уже по новым правилам, с защитой реальных предпринимателей.



Тем, кто в настоящий момент работает на том или ином месте и не имеет никаких претензий со стороны контролирующих органов, следует предоставить преференции на аукционах.



Очевидно, что многие коммерсанты владеют своими объектами достаточно давно. Они ведут нормальный бизнес и не имеют претензий от покупателей и контролирующих органов. В чем смысл менять таких коммерсантов на других, которые предлагают большие деньги? Люди уже доказали свою состоятельность – зачем их выгонять? Не факт, что новый торговец на этом месте покажет лучший результат.



Практика замены торговца только на основе практики аукциона – порочна. Кто будет нормально и честно трудиться на этом месте, если он знает, что через три года его могут «подвинуть»? Он будет стараться делать только одно – максимизировать свою прибыль. Он не будет заинтересован в длительном развитии объекта.



Правила игры должны быть одинаковы для всех коммерсантов и сфер бизнеса без исключения.



Если мы говорим о том, что мы вводим новый порядок выделения мест для размещения объектов, то он должен быть одинаков для всех.



Если мы рассмотрим схемы размещения объектов мелкорозничной торговли по Префектурам, то в ряде случаев по многим объектам, в графе «Сведения об использовании данного места в I полугодии 2011 года» мы увидим следующую приписку «Оформлены земельные отношения на некапитальный объект». Возникает серьезное подозрение в том, что эти объекты на аукционы не попадут. Если я прав, то таким образом, нарушается принцип справедливости – кто-то имеет право жить в комфортных условиях договоров аренды земельного участка, а кто-то должен вырывать с кровью свой кусок на аукционах. Так дело не пойдет – или все работают на основе договоров аренды или все идут через аукционы. Третьего не дано.



Далее, пунктом 1.2 Постановления Правительства Москвы от 16 июня 2011 г. N 269-ПП «О мерах поэтапной реализации постановления правительства Москвы от 3 февраля 2011 Г. N 26-ПП» предусмотрено:



Хозяйствующий субъект, имеющий действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеет право на переоформление такого разрешения на договор на размещение нестационарного торгового объекта по начальной цене аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.



Иными словами, на палатки печати правила о проведении аукционов не действуют! Почему?



Дополнительно (пункт 2.1 Постановления) введено еще следующее понятие: ««Печать» - торговая деятельность, при которой пятьдесят и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества составляет печатная продукция». Интересная получается картина – для иных видов бизнеса профилирующая продукция должна составлять 80%, а для печати 50%?



Этот вопрос явно требует проверки со стороны Федеральной Антимонопольной службы.





Замене на палатки нового образца должны подвергнуться те палатки, которые нарушают существующие архитектурные, санитарные и пожарные требования. Замена остальных палаток на новые должна осуществляться за счет средств инициатора такой замены.



На самом деле, существует ряд палаток, которые не соответствуют никаким стилистическим и санитарным требованиям. Есть требования к внешнему виду палаток и к их санитарному состоянию? Если да, то предъявите претензии виноватым. Если нет, то разработайте их.



Но существует достаточное количество совершенно нормальных оформленных палаток выполненных из современных материалов. Зачем эти палатки надо менять на новые?



Власти желают унифицировать все палатки и привести их к единому виду. Нет проблем. Хочешь – плати! Пусть власти за свой счет приобретут эти палатки и передадут их нам. Почему мы должны менять совершенно нормальные павильоны из-за чьей-то прихоти? А если я его недавно поставил? Кто у меня его купит? Кто возместит мне затраты по его приобретению?



А еще проще, пусть власти предоставляют нам не просто право занятия земельного участка, а право занятия земельного участка с павильоном. Пусть они установят на предлагаемых участках павильоны за свой счет и сдают их нам. Мы готовы не только платить за занятие места, но и за использование павильона.



Что делать?



На мой взгляд, бездействовать – преступно. Бросить все силы на поиск возможных «лазеек» в новых правилах игры – тоже не конструктивно.



В первую очередь мы должны понять, что все действия предпринимаемые московскими властями с ноября месяца 2010 года грубым образом нарушают наши конституционные права и свободы.



Мы должны объединиться для совместного решения вышеуказанных проблем.



Наиболее простой способ объединиться – это использовать ресурсы интернет. С этой целью я создал Клуб "Розница-2011" (ссылка в конце статьи), который должен объединить все тех, кому небезразлична судьба московской розницы и свое будущее.



Доступ в клуб весьма не сложен. Я постарался сделать его максимально доступным. Желающему вступить в него необходимо зарегистрироваться на сайте – это бесплатно и достаточно быстро, а затем зайти в раздел расположенный в верхней части меню «Профиль клуба» и в новом окне выбрать опцию «Вступить в клуб». При этом я постарался чтобы доступ к материалам, публикуемым на странице клуба был общедоступным.



На странице клуба я планирую представить всем заинтересованным лицам обращения в соответствующие компетентные органы для принятия безотлагательных мер по восстановлению наших конституционных прав. Было бы правильно, чтобы под этими обращениями подписались все, кого волнует сложившаяся ситуация и те, чьи права были реально нарушены. Один голос- это только один голос, а глас народа – это глас Божий!



Также я предполагаю размещать на странице Клуба материалы посвященные нарушению московскими структурами существующих правил проведения аукционов – фактов накопилось изрядно.



На ресурсе любой желающий может обнародовать свои факты нарушения законодательства и высказать свои претензии по проведенным аукционам.



На ресурсе мы можем и должны обмениваться информацией по прошедшим и планируемым аукционам, вырабатывать свои методы защиты наших интересов от противоправных действий третьих лиц.



Слизовский Юрий.






Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: