Что посмотреть в театре? Господин Пунтила и место личности в истории

Пьесы Брехта не теряют популярности, а даже наоборот, ее набирают. Каждая фраза актуальна и злободневна, потому что выходит за рамки социального конфликта. Тонкие психологические грани взаимоотношений описаны в пьесах на примерах бытовых сцен, где один позволяет себе стать выше совести и добропорядочности. Другой — вынужден терпеть, подыгрывать и сохранить человеческое лицо.

«Господин Пунтила и его слуга Матти» — пьеса о самодуре и его слугах, написана Брехтом в 1940 году по рассказам и наброскам пьесы финской писательницы Хеллы Вуолийоки.

Богатый финский землевладелец Пунтила редко бывает трезв, но это и к лучшему. Трезвый он жестокий, агрессивный и подозрительный.

— Неужели вы хотите, чтобы я ответил на главный вопрос пьесы? Ведь в ней вся игра на этом строится. Это ведь некий нравственный детектив, хотя и комедия. Вопрос «когда он человек?» имеет однозначный ответ. И он в конце! Иногда очень важно бывает сделать то, что написано. Это очень сложная задача. Просто передать мысль автора. Не подменить его собой, — рассказал ранее художественный руководитель театра Миндаугас Карбаускис.

«Господин Пунтила…», созданный к 90-летию театра, был заявлен как «повод поговорить… о двойственной природе человека». О том, что с ним делает алкоголь и власть. Есть мнения разные по поводу разительных метаморфоз в человеке пьяном и властном. Но никто не поспорит с заявлением — на пустом месте не рождается ничего. Не чудесным образом добряк становится мотом, а бережливый скрягой. Это все один человек.

Спектаклем театр открыл сезон 2013/14 года.

Богатый фермер Пунтила (Михаил Филиппов) владеет лесом и коровами, поэтому в обществе имеет вес, уважение и постоянных собутыльников в лице Пастора и Судьи.

Он намеревается выдать замуж свою добропорядочную дочку Еву (Зоя Кайдановская). Отец нашел ей жениха — атташе с растущей карьерой, связями в министерстве и нескрываемым уважением к деньгам будущего свекра. Окружение Пунтилы поддерживает его «величие» и подыгрывает с рвением и потерей достоинства. Единственный человек, понимающий, что раболепство — это игра, наделенный собственным мнением и подыгрывающий с достоинством и юмором — это шофер Матти (сильная актерская работа Анатолия Лобоцкого).

Пунтила делает, что хочет: напивается и меняет свои решения каждую минуту. Самозабвенно сватается сразу к четырем женщинам.

— Я, видите ли, здесь со всеми обручаюсь. Надеюсь, и вы мне не откажете…

Мир Пунтилы — лживый, чинопочитаемый и отталкивающий. Но… Мир персонажей Михаила Филиппова — убедителен и обаятелен. В связи с чем хочется поговорить о месте личности в истории.

Если в истории присутствует личность, то эта личность историю делает. Игра актера может реплику размазать по воздуху или сделать ее «крылатой», даже если автор не предполагал «крылатости». Понятно, что опытный актер умело вкладывает в работу талант, актерское мастерство, психическую энергию, мотивации и так далее. Но практика показывает, что не всегда этого достаточно для того, чтобы зритель не отводил взгляда и уха от актера все время, пока тот на сцене. Зритель не просто смотрит на актера Филиппова. Зритель наблюдает, следит за ним. Дышит в такт с ним, стараясь выдохнуть одновременно. И это не слепое обожание или фанатизм. Это доверие и согласие.

Тысячи актеров обладают обаянием и профессионализмом. Но в случае с игрой народного артиста Р Ф Михаила Ивановича Филиппова речь идет о тонком, интеллектуальном, эмоциональном взаимоотношении со зрителем. Актер управляет зрителем и спокойно рассказывает историю своего персонажа. Он владеет вниманием и полностью оправдывает оказанное доверие.

— Таких бы людей нам в руководители, — думается невольно об актере (а не его персонаже, конечно).

Как, играя абсолютно отрицательного персонажа, актеру удается вызвать к нему симпатию?

Невысоко роста, плотного телосложения, сильно выпивший Пунтила рассуждает о собственном месте в мире. И, надо сказать, место себе он отвел неплохое и даже значительное. Он так трогателен и сентиментален, что со слезой спасает от гибели жучка. И сам умиляется своему поступку. Мужественный профиль становится мягким и доверчивым. Он любит всех, и мир должен ответить взаимностью. Но, не дай бог, промилле в крови упадут. Тут же ангел превращается в злобную фурию, от которой лучше спрятаться.

В исполнении Михаила Филиппова самодур и хам Пунтила обаятелен даже тогда, когда бесчинствует. Глядя на него, невольно задумываешься, что пропустить стаканчик-другой — не так уж плохо (как убедителен Филиппов!)

Мы верим Вам, Михаил Иванович, а вернее — не верим. Доброта, просачивающаяся через зло, хамство, перемешанное с самоиронией и надеждой на понимание, плоские шутки с элементами мудрости — это феерический образ Пунтилы, созданный гениальным актером. Мы не верим, глядя на Вас, что зло может быть всесильным, а хамство — ранящим. Потрясающее чувство всепрощения и философской мудрости наполняет душу, когда видишь героя Филиппова.

Непонятно, как Брехт написал пьесу в 1940 году, ведь Филиппов родился только в 1947-м! Понятно, что прообразы для героя уже были, но так «по-Пунтиловски» произносить реплики, как это делает Филиппов — не сможет никто. В Финляндии этот спектакль ставят каждый год. Там, разумеется, имеются свои нюансы. Но «наш Пунтила» не сможет не понравиться! Он тонкий и обаятельный, даже когда бесчинствует.

— Расскажи мне про свою жизнь, — завязывает знакомство Пунтила.

— Живу я… так, — начинает грустный рассказ девушка.

— Хорошо! — восклицает Пунтила, и из его глаз сыплются искры, которые попадают в сердца зрителей. А затем растворяют в них грусть и уныние.

Спектакль смотрится легко, с удовольствием. Прекрасная работа Зои Кайдановской. Не в рамках театрального обзора писать следующее, но очень хочется заметить: глазами актриса похожа на маму; ртом и подбородком — на отца; выразительностью и эмоциональностью — на обоих гениальных актеров. Анатолий Лобоцкий был на высоте, все актеры достойны отличных оценок. Белая сцена и прекрасный свет наполняли зал воздухом и динамикой.

Место личности в истории спектакля огромно. Речь идет не только о таланте и гениальности. Речь идет о той ситуации, когда говорят: «Я ходил на Филиппова».

В истории зрителей этот актер занял почетное, значительное место.

Жанр: Народная комедия Автор произведения: Бертольт Брехт Постановка: Карбаускис Миндаугас Создатели спектакля: пространство — Бархин Сергей, музыка — Дессау Пауль, костюмы — Войнова Наталья, художник по свету — Скорнецкий Сергей театр имени В.В. Маяковского Москва 03 сентября 2013 года




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: