Как правильно реагировать на критику?
Никто не любит слышать в свой адрес критику. Но с ее помощью можно увидеть свои ошибки. Как же научиться спокойно воспринимать замечания от босса и коллег?
1. Не обижаться.
Не стоит быстро отвечать на критику со стороны коллег или шефа. Сначала необходимо отделить эмоции от сути претензий.
Обращайте внимание на содержание сказанного, а не на форму высказываний.
Критику коллег воспринимайте как экстренную оценку. Когда профессионалы в своей области высказывают мнение, можно легче и быстрее разобраться с проблемой.
Помните, что даже авторитетные специалисты могут ошибаться, проверить это можно, спросив мнения у других специалистов в этой области.
2. Выясняем причины.
Иногда за критикой скрываются намерения преуменьшить заслуги критикуемого и таким образом повысить свою самооценку. В этом случае обидные реплики — средство манипуляции. К примеру, после скептических замечаний вы отказываетесь от новой идеи, а через некоторое время некто из коллег выдает ее за свою, внеся минимум изменений. Как понять, что стоит за словами критики?
Спросите у критикана: «Что, по вашему мнению, необходимо изменить?» Если он не сможет ответить, значит, руководствуется личными целями.
Всегда обращайте внимание на слова, которые звучат после критики. Например, шеф высказал недовольство вашей медлительностью и после упомянул, что придется задержаться после работы. С его стороны — это лишь предлог заставить вас работать сверхурочно.
3. Спокойствие.
Не доказывайте горячо свою правоту, диалог ведите спокойно.
Нельзя показывать, что критикующий затронул ваше самолюбие. Сохраняйте спокойствие и проявите интерес.
Критикующий повышает голос? Не проявляйте агрессию в ответ. Спокойно попросите сменить тон. Такой ход позволит перехватить инициативу.
Если чувствуете, что критикующий пытается манипулировать вами, прямо скажите об этом.
Не оправдывайтесь, отвечая на замечания шефа или коллег. В свою защиту можете привести мнение других авторитетных специалистов или данные исследований, статистики, ссылки.
4. Старайтесь извлечь пользу.
Даже справедливая критика не даст результатов, если вы не захотите ее понять и принять. Поэтому нужна внутренняя установка на деловое восприятие.
Если вы слышите критику со стороны специалистов или начальства — это значит, что они верят в ваши возможности. Если критика отсутствует совсем, значит, либо у вас все идеально (уверены, что можете этим похвалиться?), либо на вас просто махнули рукой и вскоре заменят другим работником.
Учитесь извлекать рациональное зерно. Самая ценная критика — указывающая на недостатки в идеально, как кажется, выполненных задачах.
Чтобы критика была полезной, ее, во-первых, необходимо услышать и осознать. Во-вторых — применить эту информацию к делу. В-третьих — не повторять ошибки.
5. Благодарность.
Вне зависимости от того, будет ли критика резкой, или искренней, всегда благодарите критикана. Произнести слова благодарности легче тем людям, которые понимают ценность критики.
А высказанная благодарность резким критикам поможет наладить с ними нормальные отношения. Таким образом, рядом с вами появится человек, который всегда укажет на недостатки. А вам нужно будет лишь вовремя их исправить.